Новости нашего Храма

Таинство исцеления души и тела

Таинство исцеления души и тела — такими словами можно передать суть таинства, которое известно у нас как Соборование, а в церковных книгах чаще называется Елеосвящением. Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками — «собором».

Назначение таинства Соборования — всецелое исцеление человека. В молитвах, которые читаются при совершении таинства, неоднократно обращаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими.


Для совершения таинства используются елей (растительное масло, по возможности — оливковое). Елей — один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей.

Еще святые апостолы помазывали елеем больных, молясь об их исцелении. Об этом пишет ап. Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 14:15). Из этого текста видно, что уже в апостольское время была практика помазывания больных елеем, но, что важно отметить, исцеляющая сила приписывается не самому елею, а «молитве веры». Следствием этого священнодействия, по словам апостола, является исцеление тела и прощение грехов.

Традиционно совершают это таинство несколько священников, не обязательно семь. Но в исключительных случаях может совершить и один священник.

Прощаются ли при Соборовании грехи?

Несомненно, да, если человек внутренне раскаивается в них, — ведь именно с просьбы о прощении грехов начинаются молитвы об исцелении. Но важно помнить, что для покаяния в таких серьезных грехах, которые несовместимы с пребыванием в Церкви (таких как убийство, в т.ч. аборты, блуд и прелюбодеяние, в т.ч. сожительство в т.н. «гражданском браке», без регистрации, и отпадение от веры в разных формах, в т.ч. обращение к иным религиозным практикам, гадалкам, вызывание духов, разные формы магии и оккультизма, и других тяжких грехах по отношению к ближним) — требуется таинство Покаяния, которое для человека, совершившего тяжелые («смертные») грехи, по сути является таинством возвращения, вновь присоединения к Церкви. И совершенно нелепо представление о том, будто бы в Соборовании прощаются исключительно забытые грехи. В молитвах таинства нигде не говорится специально о «забытых» грехах, всегда речь идет о полном прощении и исцелении человека.

Соборование не гарантирует исцеления

Все зависит исключительно от воли Божией, и мы не можем вынудить Его поступить так, как мы считаем нужным. Как пишет прот. Александр Шмеман, вспоминая о том, как во время Своей земной жизни Иисус Христос сначала прощал грехи людям, которым затем даровал исцеление, «подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время! — его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении его восприятия болезни, страданий и самой смерти… Цель Таинства в изменении самого понимания, самого принятия страданий и болезни, в принятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу» (из кн. «За жизнь мира»).

Над кем совершается таинство?

На Западе Соборование часто воспринимается как «последнее помазание» и совершается исключительно над умирающими

Из апостольского послания видно, что речь идет о таких больных, которые сами не могут прийти в храм. Однако уже с древности (с IV века) известна практика совершения Елеосвящения не в доме у больного, а в храме. Позже на Западе Соборование стали воспринимать как «последнее помазание», совершая его исключительно над умирающими. Для такого мнения нет оснований, ведь целью Елеосвящения является исцеление человека, а не предсмертное напутствие.

До сих пор среди православных богословов нет однозначного мнения, можно ли совершать Соборование над здоровыми людьми. Практика совершения массовых соборований в Великий пост, а порой — и в другие посты, распространилась в Русской Церкви лишь в последние годы, и, наверное, главная причина тому — материальные соображения: ведь не секрет, что совершение массового Соборования приносит ощутимую добавку к доходу священников (а доходы большинства священников далеки от уровня «среднего класса»).

Однако уже с Х века встречаются упоминания о том, что помазание совершалось не только над самим болящим человеком, жизнь которого находилась в серьезной опасности, но и всех находящихся в его доме. В одной из греческих рукописей XI века говорится о том, что наряду с болящим помазание могут принять не только его домочадцы: елеем помазывают даже дом, комнаты, двери, стены, потому что болезнь человека влияет на всех и все вокруг.

Общее соборование известно и в Греческой Церкви, откуда оно проникло на Русь. В XVII веке этот чин совершался в Великий Четверг и Великую Субботу. Один раз в году, после утрени Великого Четверга, совершалось общее Соборование и в Успенском соборе Московского кремля. При этом и в Греции, и на Руси при общем Соборовании помазывание совершалось не семикратно, как над больным, а только один раз — в конце чина.

Последнее время распространилась практика частого соборования людей, которые не имеют очевидных заболеваний. Совершается это под тем предлогом, что все мы «больны грехом». Это действительно так, но грешные люди должны прежде всего стремиться к покаянию и исправлению жизни, а не соборованию. Настоятель храма св. мученицы Татьяны при МГУ отец Максим Козлов по поводу этой практики задает справедливые вопросы: «Можно ли этой практике дальше развиваться или нужно положить ей предел? А если так, то каковы границы частотности для человека, не страдающего заболеваниями, для человека, страдающего заболеваниями, для психически больного человека. Или вопрос о соборовании детей. В синодальную эпоху детей до 7 лет не соборовали. На чем это основано? Можем ли мы согласиться с этим ограничением, сформулированным в синодальную эпоху или под ним нет никакого богословского серьезного обоснования, а просто связано с тогдашним строем церковной жизни?»

Эти вопросы еще требуют соборного церковного обсуждения и решения. Пока же практические рекомендации для прихожан могут быть следующими:

Безусловно желательно соборовать людей, страдающих серьезными заболеваниями. Мнение о том, будто бы в течение одного заболевания можно собороваться лишь один раз, не имеет под собой серьезных оснований.

Здоровые люди во время Великого поста могут, но не обязательно, принимать таинство Соборования. При этом собороваться несколько раз в течение года не нужно, если, конечно, человек не подвергся новому недугу.

Соборовать детей до 7 лет можно, если они больны. Нет необходимости приводить детей на общее Соборование.

Соборование не заменяет собой исповедь и Причастие. Чтобы покаяться в серьезных грехах, надо начать не с Соборования, а с покаяния перед Богом и исповеди священнику.

 

СОБОРОВАНИЕ В ХРАМЕ КСЕНИИ БЛАЖЕННОЙ СОСТОИТСЯ

02 АПРЕЛЯ В 15.30

09 АПРЕЛЯ В 18.00

Масленичные гуляния в храме Ксении Блаженной

26 февраля в воскресной школе храма Ксении Блаженной прошли масленичные гуляния. 

Дети с удовольствием приняли участие в прохождении "Масленичного квеста", в котором им предстояло пройти несколько различных испытаний, чтобы добыть продукты для приготовления блинов. В ходе программы дети играли в различные подвижные игры, участвовали в спортивных состязаниях, отгадывали загадки и искали спрятанные на территории храма подсказки. Еще дети подготовили  прихожанам храма подарки, сделанные своими руками,  куколки-масленички, которые учащиеся вручили всем по окончании Божественной литургии.

В конце дня состоялось общее праздничное чаепитие. 

фотографии

Занятие в воскресной школе, приуроченное к Дню Защитника Отечества

19 февраля в воскресной школе храма Ксении Блаженной состоялось занятие, приуроченное к Дню защитника Отечества. Директор школы протоиерей Олег Ляне пригласил на урок алтарника храма Ксении Блаженной сержанта запаса Пустовалова Олега Александровича, участника миротворческой миссии в Боснии и Герцеговине. Олег Александрович рассказал детям историю праздника, поделился воспоминаниями о своей службе во время военных действий, а также рассказал ребятам о легендарном оружии, созданного советским конструктором М.Т.  Калашниковым -  АК 47. Дети внимательно слушали рассказчика, с интересом рассматривали исторические фотографии и задавали интересующие их вопросы. По окончании занятия все желающие под руководством Олега Александровича  смогли ознакомиться с устройством АК 47 и конечно же  сфотографироваться с ним.

фотографии

Выставка проекта, подготовленного учащимися воскресной школы

15 февраля в день празднования Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме Ксении Блаженной настоятель храма протоиерей Олег Ляне совершил Божественную литургию с водосвятным молебном.


После Литургии отец Олег представил всем собравшимся проект, подготовленный учащимися воскресной школы храма Ксении Блаженной. 15 февраля в день рождения известного промышленника и мецената Саввы Тимофеевича Морозова учащиеся старшей группы предложили вниманию прихожан храма свой проект "История одного района", подготовленного в рамках празднования 100-летия Орехово-Зуево. Дети провели большую исследовательскую работу по изучению истории района, в котором находится горячо любимый ими храм Ксении Блаженной и в котором сосредоточена четвертая часть всех достопримечательностей Орехово-Зуево. Прихожане с интересом изучали представленную детьми работу, делились своими воспоминаниями и воспоминаниями своих предков.

фотографии

Экскурсия воспитанников детского сада №73

13 февраля воспитанники детского сада комбинированного вида № 73 в сопровождении заведующей Морозовой Людмилы Алексеевны, старшего воспитателя  Ущенко Александры Васильевны, логопеда Никитиной Ольги Валерьевны и воспитателя Седовой Елены Васильевны посетили храм Ксении Блаженной.

Ознакомительную экскурсию по храму провел настоятель храма протоиерей Олег Ляне. Отец Олег рассказал детям об утройте храма и об иконах, которые ребята увидели в храме, объяснил для чего используется разнообразная церковная утварь. Дети с интересом слушали настоятеля храма и задавали интересующие их вопросы. После храма дети посетили воскресную школу, где попробовали себя в роли учеников православной школы. Отец Олег представил вниманию детей музейную экспозицию храма, посвященную Великой Отечественной Войне. В качестве музыкального сопровождения во время просмотра экспозиции звучал настоящий патефон времен ВОВ. В завершении отец Олег подарил каждому иконку Ксении Блаженной.

 

Дети и сотрудники детского сада выразили желание еще раз посетить храм, поучаствовать в церковных таинствах, а в будущем, стать учениками воскресной школы.

фотографии